Программная и непрограммная музыка




Обобщённо-сюжетного типа программности (увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта Г. Обобщённо-сюжетного типа, с успехом выполняются формами, выработанными в непрограммной музыке, в первую очередь формой сонатного allegro. Ибсена "Пер-Гюнт порой же "отсылающий" слушателя к определённому лит. Не всякое заглавие, не всякое пояснение к музыке могут рассматриваться как её программа. Форм непрограммной музыки, привлекая нек-рые широко представленные уже в ней приёмы развития. Поэма "по драме Шекспира или пространный отрывок из литературного произв., подробная программа, составленная композитором по тому или иному лит. Программу, а потом отказался от неё, значит он перевёл своё соч. Суть её заключается в том, что одна тема на протяжении всего соч. Зародившись в опере, лейтмотивная характеристика была перенесена и в область инстр. Возможностями такой конкретизации обладают речевой язык, литература. Программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. И программность является одним из видов единения музыки и средств речевого языка, а также лит-ры, обозначающих или отображающих те стороны единого объекта отражения, передать к-рые своими собственными средствами музыка не. Один из видов программности - картинная программность. Конкретизации могут служить и нац.-характерные черты муз. Косвенно, через чувства и настроения, музыка способна отразить мн. Все эти средства конкретизации позволяют и без обращения к программности выражать общую концепцию соч. Выступает как характеристика одного и того же героя. Листом в его симфонических поэмах и др. Задачи, к-рые ставят перед собой авторы программных произв. У разных композиторов одни и те же сюжеты зачастую претворяются по-разному. Произв., не ставит целью показать обрисованные в нём события во всей их последовательности и сложности, но даёт муз. Произв., композитор обретает большую свободу следования за сюжетом без опасности нарушить муз. Лит-ры действовать в единстве, в синтезе с собственно муз. Музыки, где одним из первых и наиболее широко к ней прибегал Г. Программа не является разъяснением музыки, она дополняет её, раскрывая нечто отсутствующее в музыке, недоступное для воплощения муз. Важным средством конкретизации является также привлечение черт "прикладных" жанров - танцевальных, марша во всех его разновидностях и т.п. Обращение к последовательно-сюжетной программности зависит и от творч. Единстве с музыкой, однако это определяется уже художеств. Стремясь к предметной, понятийной конкретизации, композиторы создают программные муз. Форму, в большей или меньшей мере "параллельную" сюжету. Средствами того же объекта, к-рый обозначен, отражён в программе. Единства, направленного на решение прикладных задач, существовать не могло. 19 в., после длительного периода существования музыки и поэзии как самостоятельных иск-в, тенденция к их единению ещё более усилилась. Используя этот принцип в плане образной трансформации, столь широко применявшейся Ф. Программу, они заставляют средства речевого языка, художеств. Музыкальные произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтич. Приём лейтмотивной характеристики наиболее уместен в условиях цикличности, сюитности и оказывается мощным средством объединения контрастных частей цикла, раскрывающих единый сюжет. В области отображения чувств, настроений, душевной жизни человека музыка имеет важные преимущества перед др. Но строят они её, комбинируя элементы разл. Последующее выделение иск-в определялось не только изменением бытового уклада, но и ростом возможностей каждого из них, достигнутым внутри синкретич. Это справедливо и в отношении формы программных произв. Единению музыки и лит-ры способствует и то, что они являются иск-вами временными, способными показывать рост, развитие образа. Более того, чем шире применены в муз. К нему относятся соч., отображающие один образ или комплекс образов действительности, не претерпевающий существ. Она появляется каждый раз в новом контексте, обозначающем окружающую героя новую обстановку. Средства конкретизации, тем более необходимыми для полноценного восприятия музыки оказываются слова, программа. Тема эта может меняться и сама, но изменения в ней не меняют её "предметного" смысла и отражают лишь перемены в состоянии того же героя, изменение представлений о нём. И общего направления развития сюжета, исходного и итогового соотношения действующих сил. Объектов неодушевлённой природы, а также портретные муз. Симфония "Ромео и Джульетта в к-рой автор даже выходит за пределы чистого симфонизма и привлекает вок.